Этот сайт использует cookie-файлы. Оставаясь на нём, вы даете согласие на использование данных технологий.
OK

Нордический неоклассицизм

В 2022 г. Алексей Коптев поступил в аспирантуру СПб Университет промышленных технологий и дизайна. Ведется исследовательская работа на тему трансформации исторического стиля Классицизм 1900-1920 гг. в скандинавских странах.
Материалы по данной работе будут собраны на данной странице.
Северный классицизм в Скандинавии 1910-1930 гг.


"Классическая интерлюдия" - так норвежские архитекторы назвали достижения
периода 1920 годов, когда около сорока лет назад они попытались выпустить
всеобъемлющую книгу о норвежской архитектуре. Именно в этот период Швеция
выходит на арену международной архитектуры. И именно в этом контексте современного
классицизма Нордический стиль в целом выступает как архитектурная область, в которой
различия перевешиваются взаимными связями и общими идеалами. Архитектурная сфера,
которая, хотя и не являлась независимой от остальной Европы, все же достигла
независимости по качеству, архитектурной уверенности, и стала уважаемой всем миром.
Это развитие классической архитектуры северных стран во времена Первой
мировой войны не было изолированным явлением, напротив, это было ответвление,
типичное для того времени и для многих стран и в большинстве видов искусства. В то
время северные страны в основном испытывали воздействие того, что происходило в
немецкоязычной культуре. Выставка Deutscher Werkbund в Кельне заняла место в
современной истории архитектуры благодаря театру Ван де Вельде, модельной фабрике
Гропиуса и офисному зданию, а также потрясающему стеклянному павильону Бруно
Таута.
Помимо внешних факторов, существовали и важные местные течения, одним из
которых был интерес к национальным строительным культурам, который нашел
отражение в архитектурном образовании и в описаниях и обмерных чертежах, которые
были сделаны студентами и опубликованы. Период, непосредственно предшествовавший
подъему индустриализма, был, для Дании особенно, золотым веком архитектуры, когда
творили C.F. Хансен и Готлиб Биндесболл. В Норвегии и Финляндии первая половина 19
века стала свидетелем прорыва в монументальной архитектуре, когда в Христиании были
возведены университетские и дворцовые здания, а в Хельсинки - великолепные творения
Энгеля.

Социально-экономическое развитие стран Северной Европы в довоенный период было
сопоставимо с развитием стран Северо-Западной Европы в целом - верой в
капиталистическую экономику в сочетании с возрастающей социальной напряженностью.
Поскольку, за исключением Финляндии, страны Северной Европы смогли остаться в
стороне от войны. Годы войны означали, с одной стороны, хорошие времена для
некоторых секторов экономики, а с другой - постепенно ухудшающиеся условия для масс:
нехватку продовольствия, увеличение стоимости жизни, плохое жилье.
По сравнению с разоренной войной Европой послевоенные годы сулили довольно
хорошие перспективы для демократических реформ в обществе. В Финляндии война
давала возможность для национального освобождения, но напряженность, связанная с
ней, также разразилась в социальной агонии гражданской войны. Хотя три другие
скандинавские страны не столкнулись с таким кризисом, это, тем не менее, был период
серьезных конфликтов, которые также оказали влияние на строительство и архитектуру.
С другой стороны, появилась богатая клиентура, которая благодаря экономике
военного времени и спекуляциям стремилась к новому стандарту элитного жилья в
районах вилл и пригородах. Индустрия, которой способствовала война, нуждалась в
новых зданиях, планирование которых зависело от американских идеалов
рационализации. В то же время экономика кризиса привела к поспешному строительству
правительством новых зернохранилищ и складов. У банков был период беспрецедентного
роста, который привел к большим инвестициям в строительство, а избыток ресурсов у
капиталистов часто направлялись в культурные объекты, такие как музеи, концертные
залы и библиотеки. При этом необходимо было также создать социальную среду с помощью новых школ, общественных залов и центров. Тот факт, что культура стран
Северной Европы по-прежнему коренилась в сельском хозяйстве способствовал
укреплению традиционной архитектуры.

церковь Grundtvig, Янсен-Клинт
Киоск в Триаглен, Копенгаген, Янсен-Клинт

Роль архитектора в этом развитии заключалась в том, чтобы создать некий
эстетический порядок из сильно отличающихся друг от друга зданий; придать форму
проектам с участием муниципалитетов и жилищных кооперативов; придать легитимность
частной роскоши новой клиентуры, добавив изящную утонченность; придать культурным
зданиям достоинство и демократическую универсальность; смягчить брутальность
рационализма в промышленной среде.
"Хорошие товары повседневного спроса", приличная мебель, бытовая утварь и жилье
для всех; это был лозунг, который привел к продвижению скандинавского дизайна в этот
период, но это, несомненно, был рынок, созданный новым богатством прибыльного
периода, который имел огромное значение для расцвета промышленного искусства и его
международного успеха. И это развитие не могло не затронуть архитектуру.
Этот период следует рассматривать как период пожинания плодов 1890-х годов, смесь
национализма, популистских идеалов и эстетики, которые достигли зрелости и стали
общей «культурной валютой» с широким применением.
Тенденцию к классицизму также можно рассматривать в этом свете. Она представляла
собой своего рода эстетическую демократизацию, когда дома наемных работников и
новой богатой клиентуры были облачены одинаково в классическую, изысканную
простоту. Связи с Италией и античные формы удовлетворяли стремление принести
"виноград для народов рябины". Художник или архитектор, имевший возможность
познакомиться с великим классическим культурным наследием во время учебы, делился
им со своими соотечественниками через свои работы. В то же время он чувствовал
ответственность за национальное и отечественное культурное наследие.
В это время скандинавская архитектура достигла независимости и пика в
профессиональном художественном развитии, что нашло отражение в международном
признании. 1910- 1930 годы были установлены в качестве пределов, завершающих
классический период в архитектуре. Настоящий прорыв в классицизме был
непосредственно перед Первой мировой войной, а кульминация была достигнута в первой
половине 20-х гг.

Интерьер театра Гетеберга, арх. Бергстен
Театр Гетеборг, арх. Бергстен
1923 год был знаменательным для скандинавской архитектуры. Это был год, когда
была открыта Стокгольмская ратуша и год юбилейной выставки в Гётеборге, на которой,
среди прочего, была представлен сектор промышленного искусства и международная
выставка градостроительства. Эти мероприятия привлекли внимание международного
сообщества не только к Швеции, но и ко всем странам Северной Европы. Не следует
акцентировать различия между датской и шведской архитектурой. Напротив, это был
период интенсивного взаимодействия между странами региона, когда происходил обмен
профессиональными идеями в области градостроения и архитектуры.
В Дании и Швеции молодые архитекторы попытались создать свободные
архитектурные школы с более современными установками. Таких инициатив не было в
Норвегии и Финляндии. В Норвегии отечественное образование в области архитектуры
только что приобрело определенную форму в результате создания Технического
университета Норвегии в Тронхейме, а в Финляндии уверенность национальной
архитектуры была результатом «великих триумфов» на рубеже веков.
В1930 году Стокгольмская выставка распахнула свои двери перед миром
функционализма, а что касается молодого поколения архитекторов, распад уже произошел
за пару лет до этого. Многие архитекторы не желали, однако, принимать функционализм
и давние отголоски классицизма все еще были слышны в течение десятилетия.
Эта глава описывает развитие классицизма, если рассматривать его как переходный
этап, но его также можно рассматривать как линию традиции, так глубоко переплетенную,
что она пережила следующую мировую войну вплоть до определенного прорыва
промышленного строительства в 50-х годах. То, как мы это интерпретируем, зависит от
определения классицизма, рассматривается ли он как маркировка стиля или как более
универсальное понятие. Скандинавский классицизм давал возможность свободно
использовать ресурсы опыта, который предлагали архитектурные традиции, смешивать
впечатления от классической итальянской архитектуры с национальными строительными
традициями без рабской привязанности к правильности относительно истории искусства,
искать современный или вневременной синтез.
Made on
Tilda